У Кристса Индришонокса, известного широкой публике как Chris Noah, и Александра Гержатовича предпринимательство уже в крови. Именно они стоят за популярным в Латвии брендом Rīgas zeķes с силуэтом города Риги и поддерживают движение патриотических носков в Латвии. Это была карма, или всё же тяжелая работа?
Как вы пришли к мысли создать предприятие и подать заявку в бизнес-инкубатор Латвийского университета?
Кристс: Бизнесом мы заинтересовались ещё в средней школе, создавали каждый своё учебное предприятие. По окончании средней школы мы оба поступили в Латвийский университет, на разные факультеты. Когда ко мне пришли представители бизнес-инкубатора, я понял, что надо вступать, и первой мыслью было позвонить своему единомышленнику Алексу. Так мы начали думать, что можно создать, и Алексу пришла в голову идея – делаем разноцветные носки!
Александр: Перед этим, конечно, был период поиска информации, поскольку в то время, когда мы представляли, описывали нашу идею, у нас не было ни малейшего представления о производстве носков. Присоединившись к инкубатору, мы просто начали искать в интернете различные возможности, где взять поставщиков, как выглядит процесс производства носков, ездили по Риге, Латвии. Потом поняли, что цветные носки уже есть, и тогда придумали войти на рынок с «Рижскими носками». Идея возникла у Кристса.
Вас не пугал тот факт, что рынок носков огромен и полон конкурентов?
Кристс: Сначала мы этого просто не знали. Для нас главное было попасть в бизнес-инкубатор, а там – если эта идея не пойдёт, так пойдёт другая. Позже осознали, что делать просто цветные носки нет смысла, ибо таких носков и так много. Вот так мы пришли к мысли о носках как сувенире, подарке. В своём роде, это другой рынок, и этим мы и отличаемся от других.
Если не секрет, насколько много средств вы вложили, и начали ли они уже окупаться?
Александр: Они окупились уже тысячекратно; это было самое эффективное капиталовложение в моей жизни, и я был поражён тем, что с такими небольшими начальными инвестициями наша работа превратилась в эффективное предприятие, так как у многих наших знакомых были инвесторы, вкладывавшие в их проекты по 50 000 евро, и эти проекты, в принципе, уже рассыпались, их больше нет.
Кристс: Мне кажется, в начале каждый скинулся по 300 евро.
Какие знания необходимы, чтобы предложить идею в бизнес-инкубаторе ЛУ?
Александр: Можно вообще не ориентироваться в коммерческой деятельности, но должно быть желание это делать; надо уметь справляться со стрессом, а также должны быть какие-то элементарные представления об экономике.
Кристс: Идея этого бизнес-инкубатора в том, что если ты можешь сформулировать свою идею, общаться, то и окружающие тебе помогут, расскажут. У тебя должно быть желание всему этому научиться.
Почему Karmasock? Вы часто встречаетесь с кармой, и она вам близка?
Кристс: Александру карма очень близка, но на самом деле было так: в начале мы придумали сделать на носке маленький кармашек с левой стороны, чтобы туда можно было положить монетку или талисман, так как маленькие вещи создают кармы, и вот так вот человек мог бы носить хорошую карму с собой. Затем мы пошли к производителям, узнать, а можно ли это сделать; оказалось, что это слишком дорого. И тогда мы оставили только название, а саму идею о кармашке отложили в сторону.
Сколько уже длится ваша дружба? Ведь считается, что с другом начинать бизнес не стоит.
Александр: У нас, в любом случае, как раз наоборот. Мы с Кристсом дружим с первого класса.
Кристс: В нашем случае это плюс. И я знаю, что в начале, при поступлении в инкубатор, если бы я был один, то вряд ли добрался бы до стадии реального продукта.
Александр: Ну, ты знаешь, чего ждать от этого человека, знаешь, что к тебе не будут придираться, что человек не сможет просто взять и уйти. Мы с Кристсом знаем друг друга очень хорошо, знаем, что творится друг у друга в голове.
Есть ли какие-нибудь предприятия, предприниматели, на которых вы хотели бы равняться?
Александр: На самом деле, нет. Ты прокладываешь собственную дорогу, а не стараешься подражать кому-либо. В самом деле, я не хотел бы ни на кого равняться. Я смотрю, например, на речи Стива Джобса и Илона Маска – меня они вообще никак не мотивируют.
Кристс: Меня тоже не тянет на такие лекции, где вдохновляют что-то делать, так как все предприниматели, которые чего-либо достигли – очень хорошие ораторы, и на этих лекциях смогут продать тебе даже пустое место.
Как долго вы планируете быть предпринимателями, собственными боссами, в этом ли ваша цель?
Александр: Я всегда буду хотеть только и исключительно своё предприятие. Нас всегда интересовала возможность вложиться куда-нибудь ещё, где мы могли бы развиваться дальше и создавать идеи для новых проектов.
Кристс: Согласен. Я всегда хотел быть сам себе начальником, чтобы я сам мог планировать своё время, так как в наше время, когда ты работаешь на кого-то другого, приходится подчинять свою жизнь тому человеку, который сидит сверху.
Какие советы вы бы дали молодым предпринимателям?
Александр: Надо найти хорошую команду, которой можно довериться. Необходимо понимать, что для реализации идеи необходим труд, команда.
Кристс: Мне кажется, большое значение имеет то, что мы начали работать в той нише, где мы ничего не знали. Если бы мы знали побольше, всё было бы гораздо легче. Очень здорово, если ты можешь создать своё предприятие в той области, которую ты знаешь лучше всего. Тогда и ориентироваться будет проще. И ещё советую больше думать о том, что мы можем создать, мысля за пределами своей обычной точки зрения. Надо мыслить глобально!