Прыжок, за которым следует падение. И прыжок, за которым следует удовлетворение – мне это удалось! Всё это мотивирует МАДАРСА АПСЕ (27 лет) двигаться дальше и никогда, никогда не сдаваться. Он занимается скейтбордингом уже 15 лет и уверен, что совсем близко то время, когда это будут делать все. Нет, мы не будем выполнять “кик-флип” – мы будем перемещаться на досках в повседневной жизни.
Как ты почувствовал, что эта страсть к скейтборду – это действительно твоё?
Постепенно. Стоя на доске, я всегда чувствовал себя дома, чувствовал свою принадлежность к этой вещи. Когда я не катаюсь на скейте, у меня подавленное настроение.
Я разговаривала с Гревиньшем, который говорит, что для него нажать кнопку play – это кайф. Что такое кайф на доске? Необъяснимое чувство, известное только тем, кто катался на доске. Словами этого не объяснить.
Окружающий мир исчезает? Свобода?
Как скажешь. Если говоришь – свобода, то пускай будет свобода.
Началось всё в 2001 году, с друзьями во дворе?
По большому счёту – да. Я был самым молодым скейтером своей группы в Вентспилсе. От старших товарищей я перенял шутки и то отношение, которое сохранил до сих пор. До этого я также пробовал баскетбол, художественную гимнастику, велосипед, настольный теннис, пробовал роликовые коньки, потом купил роликовую доску, ещё через год купил BMX. Искал что-то, что мне понравится, и понял, что скейтборд мне ближе всего. Перемещаться на роликовой доске из пункта А в пункт Б совсем не трудно. Это может делать кто угодно. Но если ты хочешь начать исполнять трюки, вспрыгивать на бордюры, то это уже вызов, приняв который, ты неизбежно столкнёшься и с падениями. Я помню, как раньше ходил домой, плача от боли, настолько сильно у меня болели ноги. Иногда, когда сильно разобьёшься, плакать хочется даже сейчас, но это всё – часть того, чем я занимаюсь. И я не жалуюсь на боль – ведь она того стоит.
Надо понимать, что нужно давать другому человеку жить своей страстью, потому что свобода – способ самовыражения.
Что мотивирует тебя подниматься на ноги после падений?
То депрессивное настроение, которое мной овладевает, когда я не занимаюсь скейтбордом. Те, кто этим не занимаются, возможно, считают меня сумасшедшим. Но даже при том, что иногда я и задумывался о том, чтобы поставить для себя точку в этом спорте, на протяжении этих лет не было ни одного момента, когда я хотел бы бросить его совсем. Мои друзья, которые не занимаются этим профессионально, возможно, иногда поддаются этим чувствам и “завязывают”, но спустя год они всё равно возвращаются – выходят на улицы и наслаждаются урбанистической средой. Скейтборд – вещь приятная.
Где тебя можно встретить, чтобы вживую увидеть, как ты тренируешься?
Прежде всего, я не тренируюсь. Я катаюсь на скейте. Скейтбординг – это никакая не тренировка. Здесь нет графика, нет тренера, всё зависит только от собственной работы. Я учусь у сподвижников, у своих товарищей, смотрю видео. Это и есть причина того, что я состою в международной команде “Element”, поскольку менеджер команды сразу сказал мне, что он видит, как я стою на доске, как прикасаюсь к ней, что я много катаюсь, а не тренируюсь. И делать это надо почти каждый день, чтобы нарастить те группы мышц, которые позволят заниматься этим постоянно, что вовсе не так легко. Если я из-за травмы месяц не катаюсь на скейте, а потом снова и снова получаю травмы – так у меня прошли последние два года – я прямо чувствую, как тело становится хилым. Но выше головы прыгать тоже нельзя.
Кроме этого ты, конечно же занимаешься ещё чем-то на повседневной основе. Работа, школа?
Я учусь по бизнес-программе на соискание степени магистра в Вентспилской высшей школе, которая сотрудничает с одним из лучших австрийских университетов, “IMC University of Applied Sciences Krems”, поэтому полученная мною степень будет двойной. Степень бакалавра я тоже получил в области бизнеса. Занятия проходят на английском языке, и мне кажется, что на этом языке я уже говорю лучше, чем на латышском (смеётся).
Это, без сомнения, пригождается, когда путешествуешь. Насколько часто ты ездишь на соревнования, происходящие за границей?
Нет, соревнования проходят очень редко. Я езжу в турне, которые обычно занимают от десяти до четырнадцати дней в месяц. Вместе со своей командой – четыре скейтера: фотограф, оператор, менеджер команды и я – мы летим в какую-нибудь страну, где ещё не бывали, садимся в бусик и, взяв с собой кого-нибудь из местных, кто показывает лучшие места для занятия скейтбордом, в городе, снимаем видео и фотографии, которые потом попадают в СМИ. Вообще-то, это работа, так как эту деятельность нам оплачивают спонсоры.
Краткое досье
Многократный чемпион Латвии, чьё имя прозвучало в Европе ещё в 2006 году. В то время Мадарс проживал в Барселоне и был принят в европейскую команду “Element”. Он дважды завоевал титул лучшего скейтбордиста Европы, после чего ему предложила сотрудничество и американская команда “Element”. Он единственный скейтбордист в Прибалтике, состоящий в команде “Red Bull”, куда его пригласили (а теперь – внимание!) в возрасте 15 лет! Также он ведёт собственное шоу на канале на youtube.com, за которым могут следить все интересующиеся.
Хобби, за которое платят?
Получается так. С тех пор, как я начал на этом зарабатывать, прошло семь лет. Мне нравится то, что когда-то сказал Раймонд Элбакян: “Цель человека – найти свою страсть. работа человека – эту страсть развивать, а обязанность человека – делиться ею с другими”. Членство в командах налагает на меня обязанности ездить в турне, снимать и монтировать видео. Я должен быть актуален, должен вдохновлять молодых людей, которые также занимаются скейтбордом. Раньше я сам “фанател” от своих любимых скейтеров, а теперь у меня самого появилось много фанов. Когда я был в Малайзии, меня встречали с плакатами “It`s a mad world!”, а маленькие девочки носили белые маечки с надписью “Мадарс меня любит!”. А когда я приехал в Италию, меня спрашивали: “Когда выйдет новая серия шоу на yotube.com?”
Ты ещё считаешь, во скольких странах побывал?
Уже нет. Я выезжаю из Латвии, как уже говорилось, на две недели в месяц, но никогда не задерживался за границей больше чем на полтора месяца. Сейчас у меня есть правило – больше, чем 21 день, отсутствовать нельзя. Больше трёх недель – никак невозможно, иначе все мышцы атрофируются.
Как со всем этим уживается твоя девушка? Получается, что в течение года ты полгода проводишь за границей.
Это нелегко, но любовь всё же сильнее. Я стараюсь возвращаться в Латвию вовремя, чтобы меня не забывали. Мы же понимаем, что есть люди, которые работают, например, на кораблях, и отсутствуют по три месяца или по целому году. Когда точно известны приоритеты и твой партнёр готов их принять – тогда всё в порядке. Мой первый менеджер команды говорил: “Важно расставить приоритеты – в каких проектах ты будешь участвовать, а каким скажешь “нет””. А я такой человек, который редко говорит “нет”.
Топ любимых книг Мадарса:
“Eric Clapton – Autobiography” Пауло Коэльо – “Алхимик” Tom Brown – “The Tracker” Malcolm Gladwell – “The tipping point” Nice – “Howards Mark”Это тебе, несомненно помогло выбиться и пройти так далеко.
И это тоже. Мне кажется, неважно, откуда ты, ведь всего можно добиться и своими силами. У меня нет богатых родителей, которые бы всё это проспонсировали. Больше всего мне помогла молодёжная организация “Avantis”. Я получил от них стипендию – тогда это были 100 латов в месяц на протяжении года. Это было как раз за год до того, как мне начали платить зарплату за катание на скейтборде.
Получить эту стипендию мне помогла мама, которая прочла о ней в газете. Мой отец и мой приёмный отец также помогли мне отправиться в Вентспилскую думу и просить у Айварса Лембергса поддержки, которая помогла бы мне поехать на чемпионат Европы. Сейчас я сотрудничаю с Латвийской федерацией скейтбординга. Кроме того, мне помогали и рижские магазины скейтбордов. Но в целом это всё является плодом собственной работы. У меня высокие стандарты и требования к самому себе, поэтому, если я решил что-то делать, я стремлюсь к наилучшему результату. Пару раз я катался на скейте так долго, что потом мочился кровью. Это признак того, что в следующий раз такую нагрузку на себя брать не стоит. Своих границ я не знаю – только сейчас я начинаю их постепенно понимать, поэтому ничего не могу сказать другим о том, какими эти границы могут быть в скейтбординге.
Без группы поддержки, без тех, кто за тебя болеет, наверное, ничего не получится.
Это мои друзья, которые также поголовно катаются на скейте. Надо упомянуть, что мир многомерен – всё влияет на всё. Достаточно посмотреть на квантовую физику или на какую-либо из теорий Эйнштейна, и становится ясно, что жизнь не может быть чёрной или белой. Ясно, что нельзя вдохновляться лишь именно чем-то одним.
Топ музыкальных предпочтений:
Donovan Mississippi John Hurt The Peace Bob Dylan Jimi HendrixМеня вдохновляет каждый человек из тех, с кем я разговариваю каждый день. Помню такой случай. Раньше я на всех латвийских соревнованиях брал первые места. Как-то раз я занял лишь второе место, и сильно плакал после этого. Мне тогда было 12 или 13 лет, и тогда один из моих друзей чуть было не надавал мне по зубам; он нашёл такие слова, которые расставили всё по местам, дали мне понять, что я много чего себе навоображал. Это заставило задуматься. Вот и последний фильм, который я смотрел, был о мальчике, который, будучи самоучкой, стал прекрасным математиком. В фильме он разговаривал с психологом, который спросил: “У тебя есть какой-нибудь близкий друг, который всегда может бросить тебе вызов? Близкий человек, который заставит тебя ещё немного постараться?” Если такого человека нет, то и цель уже не будет такой манящей. В жизни необходим вызов, что-то такое, что ты не можешь, но хочешь сделать. Это также даёт человеку силу воли.
Как и поддержка семьи?
Мне повезло с родителями и девушкой – они всегда меня поддерживали. Близкие понимают, что это моя страсть, то. что делает меня счастливым, и эта поддержка очень важна.
Что сейчас для тебя актуально в скейтбординге?
В этом году у меня есть большой проект, автором которого являюсь я сам – починить повреждённые бортики здания Латвийской национальной библиотеки, которые строились без мысли о том. что их могут повредить скейтбордисты. Библиотеку очень, очень ждут в среде латвийских скейтеров, ведь у нас ещё никогда не было места, где так хорошо кататься и снимать видео. Огромное спасибо руководству библиотеки за то, что они позволяют нам там заниматься. В сотрудничестве с “Red Bull” и другими спонсорами, мы заменим эти бортики на новые, более толстые, из высококачественного гранита, а также заменим обломанные трубы. Скейтбордисты – не те люди, которые будут что-то целенаправленно разрушать. Я также рад, что в этом году у меня есть возможность поехать в Исландию, Гималаи, Тибет – опять же, благодаря “Red Bull”.
Есть ли у тебя какая-нибудь мечта, какая-то планка, которую ты хочешь перепрыгнуть в скейтбординге?
Профессиональным скейтером я был признан два года назад; моё имя уже есть на досках, и сейчас моя цель – поместить своё имя также и на профессиональную обувь. Это скейтбордистам удаётся очень нечасто. Мне надо было бы жить в Калифорнии и продолжать делать всё то, что я делаю здесь, но я думаю, что глобализация поможет мне также и с профессиональной обувью.
Не думал ли ты переехать куда-нибудь, где твою мечту было бы легче претворить в жизнь? У тебя ведь, несомненно, были такие предложения.
В Калифорнии, например, нет ни весны, ни зимы, ни осени; воздух там не такой свежий, как у нас в Латвии. Там только лето! Мне хватает провести там месяц. Где-либо ещё я бы жить не хотел, ведь в Латвии есть леса, море, озёра, цветы, деревья, друзья и, что самое важное – семья.
Девиз Мадарса: Цель жизни – целеустремлённая жизнь!
Спонсоры, поддерживающие деятельность Мадарса:
Element – DC – Independent – OJs – Red Bull – Ashes – GoPro – Nixon